Команда
Статьи
Споты
Выступления
Мультимедиа
Полезное
Ссылки
Граффити
Parkour
Brake dance
Чат
Форум
Пишите
ICQ:210-896-514
alex_dee13@mail.ru
didj2003@mail.ru

Выбор роликов

Какая фирма лучше?
Это первый вопрос, с которым хочется определиться при покупке - будь то автомобиль или ботинки с колесами. Несмотря на большое количество фирм, считающих свои изделия роликовыми коньками, это — самый легкий вопрос из тех, которые приходится решать при покупке роликов. Правильный ответ: название фирмы не имеет значения! Сказал и добавил: когда речь идет о производителях настоящих роликов, а не изделий, "внешностью напоминающих ролики"...
— Какая может быть разница? Два ботинка, по четыре колеса на каждом...
— Удивительное — рядом:) Разница есть, и очень существенная. Не следует забывать, что спортивный инвентарь — продукция технологичная. Чтобы пояснить, что слово это — не пустой звук, придется обратиться к отвлеченному примеру.
Прежде, чем выпустить, например, штангу, дружный коллектив фирмы-производителя делает тьму рассчетов: чтобы "блины" не сваливались, а гриф — не ломался в ответственный момент, чтобы руки по этому грифу не скользили. Медики, инженеры, конструкторы занимаются построением эпюр и графиков, подбирают материалы. Готовая штанга еще раз тестируется в лаборатории на предмет соответствия получившегося задуманному. В результате получается сравнительно дорогое изделие, которое можно без страха поднимать над головой.
Теперь представим, что компания приятелей-механизаторов увидела в магазине "Спорттовары" такую штангу и решила в качестве побочного бизнеса заняться изготовлением и продажей этого инвентаря. Палка и палка — что сложного? Один добывал сэкономленный металл, другой обтачивал, третий, закончивший в детстве худшколу, — рисовал ярлык, четвертый — договаривался с магазином "Спорттовары" и газетами. В результате на прилавке появилась еще одна штанга. По виду неотличимая от первой, в полтора раза дешевле, да к тому же с красочным ярлыком и в одноразовом пакете. Только вот беда — при попытке поднять ее разваливается на части и выскальзывает из рук на изумленную голову атлета... Занавес.
Не возьмусь сказать что сложнее в производстве — ролики или штанга, но созданием новой модели "правильных" роликовых коньков в серьезных компаниях занимается не один десяток специалистов самых разных профилей — анатомия, эргономика, материаловедение, промышленный дизайн. Внешний вид получившейся модели — как надводная часть айсберга, под которой скрывается скромное торжество современных технологий.
- А почему бы все-таки не купить на рынке недорогие цветастые ролики? Ведь сначала нужно попробовать покататься, а если понравится — покупать что-то серьезнее и дороже, правда?
- Главное, что зачастую и по внешним данным, и "по паспорту" (который у рыночных роликов заменяют надписи на ботинке) такие "ролики" не будут отличаться от настоящих. На деле вас ждут неудобный, ненадежный ботинок, хрупкие комплектующие из наидешевейших материалов. На колесах придется не столько катиться, сколько переступать — крутиться они будут очень неохотно. При катании что-то постоянно будет отваливаться, скрипеть и греметь, оправдывая принятое у роллеров презрительное название этих поделок —"погремушки".
Покупая скрипящие, гремящие, неудобные дешевые ролики, которые не только недолговечны, но и попросту не катятся, вы лишаете себя того, ради чего встаете на колеса — удовольствия от катания. Помучавшись разок-другой, вы резонно решите, что эта забава не для вас. Потом, забросив в угол дешевую поделку вы будете с сочувствием смотреть на роллеров ("уж я-то знаю!..") Или, если вы человек незаурядного энтузиазма и спортивного характера, в итоге купите-таки что-то приличное, выкинув таким образом на ветер деньги, заплаченные за дешевку.
Все известные производители выпускают много моделей роликов, стараясь угодить на любой вкус и кошелек. Если вам говорят, что ролики фирмы "отлично сидят на ноге", не верьте! У вас — другие ноги. И вам они дороже, чем ноги автора такого высказывания (а для него, понятное дело, всех красивее и стройнее ноги, на которых ходит он).
Сократим все сказанное до размера мысли: только посмотрев и померив максимально возможное количество роликов разных производителей (пока хватит терпения мерить:) вы найдете Свои Ролики.
 
Ролики с большой буквы "Р"
Наступил момент огласить список производителей, чьи изделия в дальнейшем повествовании будут гордо именоваться роликами. Лучшие фирмы, чью продукцию не первый год используют роллеры всего мира. Качество роликов этих марок предсказуемо и гарантровано.
Итак, в России без особых проблем можно приобрести модели следующих уважаемых производителей:
Rollerblade
Компания считается создателем современных inline-роликов — с колесами в линию. Все время существования компания занималась узкоспециализированным производством — только роликовые коньки и аксессуары. В 2003 году была куплена компанией Tecnica, которую не надо представлять любителям горных лыж. Слияние привело к тому, что под маркой Rollerblade теперь выпускаются не только прежние модельные ряды, но и бывшие ролики Tecnica.
K2
В отличие от Rollerblade, под этой маркой можно встретить не только ролики. K2 — это велосипеды, лыжи, сноуборды и другое спортивное снаряжение. В мире роликов фирма K2 знаменита прежде всего разработкой принципиально новой технологии "мягкого" ботинка — SoftBoot — которая сегодня является основной для роликовых коньков всех марок.
Salomon
Самая известная широкому кругу людей марка роликов. Благодаря агрессивной рекламе все знают фирму Adidas, которая выпускает свои роликовые коньки под маркой Salomon.
* * *
Теперь дело за вами — обойти магазины, где представлены ролики этих уважаемых фирм, померить, сравнить и выбрать то, что по душе лично вам. А цель того, что написано ниже — помочь вам не ошибиться в деталях, намного более важных и гораздо менее очевидных для новичка, чем выбор фирмы-производителя. Если вы знаете другие марки роликов и удивляетесь почему этих фирм нет в тройке безусловных лидеров, возможно вы найдете их здесь. Кроме того, отдельно следует упомянуть о двух фирмах-производителях, не вписавшихся ни в тройку лидеров, ни в аутсайдеры.
Tecnica
Это имя в мире роликовых коньков больше не существует. До 2003 года ролики Tecnica заслуженно стояли в одном ряду с продукцией вышеназванных фирм. После покупки в 2003 году фирмы Rollerblade компания Tecnica перевела под эту культовую в среде роллеров марку выпуск всех своих роликов. Поэтому начиная с 2004 года роликовых коньков Tecnica больше нет — есть Rollerblade.
* * *
Powerslide
Немецкая компания Powerslide, как и Rollerblade, специализируется исключительно на производстве роликовых коньков и аксессуаров к ним. Впервые ролики Powerslide (модель Cell-FS) появились в России в 2004 году и сразу привлекли к себе внимание роллеров соотношением качества и цены. В 2005 году модельный ряд фирмы расширен и будущее роликов Powerslide выглядит многообещающим.
 
Условимся в терминах
В том, что написано дальше будут попадаться слова, обозначающие основные функциональные части роликовых коньков. Вот они:

 
Здесь не указаны только шнурки. Надеюсь, вы их и так узнаете:)
Это сладкое страшное слово...
Речь снова идет о выборе. На этот раз — о выборе модели. Представим для простоты, что вы приходите в Идеальный Магазин, где на прилавках представлены все модели роликов всех производителей. С наличием размеров тоже нет проблем. Разбегаются глаза? Не удивительно. Давайте вспомним, что вы покупаете свои первые в жизни ролики и разберемся в том, что вам надо. Но сначала, пока глаза не разбежались окончательно, сузим поле для выбора и поговорим о том,
Что точно не надо брать
- Почему на большей части роликов большие колеса, а на некоторых - совсем маленькие?
- Если ботинок выполнен из литой пластмассы и к нему прикреплена низкая рама с маленькими колесами, это — так называемые агрессивные ролики — для скольжения по перилам, прыжков по парапетам и всего того, что вы сможете увидеть в любом экстремальном роллер-видео. Из объективных недостатков агрессивных коньков для новичков можно назвать отсутствие вентиляции и неудобство передвижения по неровному асфальту из-за маленьких колес. Отложите их в сторону. Это в любом случае ролики не для начинающих. Даже если вы планируете в будущем заниматься агрессивным катанием, первые шаги лучше делать на обычных роликах начального уровня, чтобы спроыгивая с перилы не задумываться о торможении:).
- Почему на некоторых моделях по пять колес?
- Это коньки, позволяющие развивать максимально возможную скорость. Предназначены для летних конькобежцев, владеющих техникой скоростного катания, а не для тех, кто первый раз встает на ролики. Недостатки для новичков очевидны: длинная рама снижает управляемость, боковая поддержка ноги в гоночном боинке недостаточна или отсутствует , очень высокая цена (от $400!!!). Исключаем эти ролики из дальнейшего рассмотрения.
 
- А эти ролики похожи на хоккейные ледовые коньки! Только вместо лезвий — колеса...
- Это и есть роликовые коньки для хоккея. В России — достаточно экзотическое явление, но за рубежом роликовый хоккей (inline hockey) мало уступает по популярности традиционному. Основная часть роллер-хоккеистов - хоккеисты ледовые, не желающие оставлять любимый спорт в летний сезон. Хоккейные ролики рассчитаны на спортсменов с хорошо тренированным сильным голеностопным суставом, и по многим параметрам не соответствуют требованиям, предъявляемым к роликам для начинающих — всегда исключительно скоростные, с очень короткой жесткой рамой и специальной "хоккейной" постановкой колес — две передние оси располагаются на 4 мм ниже двух задних. Их ботинок, как правило, — копия аналогичных ледовых коньков той же фирмы (самые знаменитые из них — уже известный нам Bauer, Mission, Final) с недостаточной для новичка боковой поддержкой ноги. Мы же говорим все-таки о роликах, поэтому, если ледовый хоккей за пределами телевизора — не ваша страсть, не будем примерять хоккейные модели. Следует добавить, что в российских магазинах эта разновидность роликов встречается исключительно редко.
 
Ролики не для начинающих

Помимо перечисленных "роликов не для всех", существуют модели, выглядящие вполне обычно, но рассчитанные на тех, кто имеет опыт спортивного катания. Или хотя бы в недавнем прошлом серьезно занимался аналогичным спортом. Это так называемые "тренировочные" модели, заточенные специально под быстрое катание. На данный момент у Salomon это серия Pilot, у K2 это выпускавшаяся в 2002-2003 годах серия MOD, у Rollerblade - ролики линии Lightning. Все перечисленные модели обладают высокими скоростными качеествами, но для начинающих могут оказаться слишком быстрыми. Чем это грозит? Частыми падениями, прежде чем научитесь держать равновесие и тормозить. Причем, часто — падениями на скорости с возможными самыми печальными последствиями.
Как узнать такие ролики? Это бывает сложно сделать и остается уповать лишь на совесть продавца, который не предложит вам более дорогие "продвинутые" модели, многочисленные синяки от катания на которых будут заживать еще долго. Визуально такие ролики обычно отличаются более длинной и высокой рамой и иногда — более низкой манжетой. Наверняка можно гарантировать только одно — тренировочные модели всегда существенно дороже моделей начального уровня.
Модели FSK (freeskate) фирмы Salomon, обладающие короткой рамой и усиленным ботинком, принципиально не оснащаемые тормозом в стандартной комплектации, по всем характеристикам не являются роликами для начинающих, но, как показал двухлетний опыт исключительно успешных продаж этой серии, вполне могут быть первыми роликами, и особенно — для людей с весом более 90 кг.
 
Что в остатке?
А остались ролики самого популярного и потому многочисленного семейства фитнес (fitness). Разберемся с ними от крупных деталей к мелким. После рассказа о каждой детали я позволю себе субъективный вывод "мой выбор для начинающих роллеров".
Ботинок
- Почему некоторые ролики похожи на кроссовки на колесах, а некоторые целиком пластмассовые?

- Если говорить о происхождении роликовых коньков, то ближе всего они, пожалуй, к горнолыжным ботинкам. Отсюда и наследственность. Когда-то все ролики делались цельнолитыми из пластика с мягким внутренним ботинком. Потом фирма K2 произвела революцию, родив идею SoftBoot: делать роликовые ботинки похожими на кроссовки, усиленные где надо прочным пластиком. На сегодняшний день подавляющее большинство фитнесс-роликов всех производителей имеют мягкий ботинок.
Преимущества мягкого ботинка: комфортное облегание ног, хорошая вентиляция (такие ботинки делаются из специальной ткани, пропускающей воздух) и легкость.
Недостатки: теоретически более низкая прочность при падениях и ударах, тенденция к деформации при сильных боковых нагрузках (т.е. ботинок как бы скособочивается, если долго тренировать, например, катание на внешних поверхностях колес). Есть еще одно неудобство. На многих моделях с мягким ботинком ботинок не отделяется от рамы с колесами. Соответственно, если необходима стирка, приходится снимать колеса и стирать ролики вместе с рамой. Это не страшно, но несколько неудобно.
Выбор начинающего: мягкий ботинок.
 
Рама
- Одни рамы металлические, другие - пластиковые. Какую же предпочесть?
- По большому счету - все равно:)

Металлические рамы обычно делаются из жестких и легких алюминиевых и магниевых сплавов. Благодаря высокой жесткости они лучше передают толчковое усилие — проще говоря, на них проще разгоняться и поддерживать скорость. С другой стороны, более отчетливо передается от рамы на ботинок вибрация при катании по неровной поверхности, что требует дополнительной амортизации внутри ботинка. Общая тенденция производителей — оснащать металическими рамами более скоростные модели, ориентированные на подготовленных роллеров. На всех, без исключения, беговых моделях стоят именно металлические рамы.
Металлические рамы гнутся - это одна из основных причин их выхода из строя. Лучший способ застраховаться от такой поломки - покупать ролики перечисленных выше производителей. Если уж на них стоит рама из металла, то будьте уверены - погнется она только в аварийной ситуации (например, от очень сильного удара спереди-сбоку). Металлические рамы на некачественных роликах очень часто по физическим параметрам просто не предназначены для катания, а иногда легко гнутся даже руками.
Альтернатива металлу — пластиковые рамы (иногда их называют композитными). Самые популярные материалы для них: нейлон (nylon), стекловолокно (fiberglass), карбон (carbon composite или просто "cc" ). Такие рамы меньше отдают по ногам при катании по неровной поверхности. Они тяжелее металлических. При ударе не гнутся, а лишь царапаются или, при особом упорстве роллера, трескаются.
Очень подробно про разные материалы для рам написано здесь.
Часто рамы бывают съемными. Теоретически это удобно, поскольку в случае поломки можно заменить только раму. В данный момент с запасными рамами к фитнес-роликам в России, мягко говоря, неважно.
Специфическая неприятность, подстерегающая владельцев коньков со съемной рамой — возможность самопроизвольного откручивания винтов, крепящих раму к ботинку. Происходит это почему-то в самые неподходящие моменты и купив такие ролики не забывайте перед каждой поездкой проверять достаточно ли туго затянуты крепежные винты.
До сих пор, как правило, каждая фирма использует свой стандарт крепления рамы Недавно разработанный и активно внедряемый стандарт UFS (Universal Frame System) позволяет выбирать рамы для разных видов катания и просто "на вкус и цвет", после чего запросто прикручивать их к одному и тому же ботинку. С каждым годом все больше производителей поддерживают UFS, поэтому , с прицелом на будущее, наверное, стоит приобрести ролики со съемной рамой этого стандарта.
Выбор начинающего: пластиковая рама.
Колеса
- На колесах написаны какие-то цифры. Например 76/78А Что за ними скрыто? И вообще, чем отличаются разные колеса?
- Колеса различаются по двум основным параметрам — диаметр и жесткость. Цифры на колесах обозначают диаметр в миллиметрах и жесткость в условных единицах по шкале "А".
Диаметр. Чаще всего встречаются колеса диаметром (76-82 мм) — они наиболее универсальны для фитнесс-роликов. Чем больше диаметр колеса, тем проще поддерживать скорость и меньше чувствуются выступы и неровности покрытия. Колеса 84 мм используются на беговых моделях.
Одна из многообещающих новинок сезона-2005 - ролики с колесами диаметром 90 и 100 мм. Предполагается, что покупать эти ролики будут опытные роллеры, на скоростной бег.
Жесткость. Наиболее популярный диапазон жесткости — от 78A до 85A. Чем больше цифра, тем жестче колесо. Чем жестче колесо, тем лучше оно катится по поверхности, тем сильнее чувствуются неровности под колесами, тем хуже сцепление с дорогой на поворотах. Как правило, жесткие колеса (83A — 85A) используются опытными роллерами, а новичкам больше подходят колеса 78A — 82A.
Колеса со временем изнашиваются. При нормальном катании 3-4 раза в неделю и весе катающегося около 80 кг колеса 76/78А, полностью стираются за два месяца. Более жесткие колеса, как правило, служат дольше мягких.
Выбор начинающего: диаметр 76-80 мм, жесткость 78A-80A.
 
Подшипники
Подшипники в роликах скрыты от глаз покупателя. Может, поэтому их окружает наибольшее количество мифов, самый вредный из которых — подшипники, якобы, являются определяющим фактором при выборе роликов. Слишком часто люди, знающие о роликах понаслышке, придя в магазин напористо твердят что-то вроде: "Я знаю, что ролики различаются по номерам - третий, пятый и седьмой. Мне нужны седьмые ролики". Чтобы не выглядеть таким комичным горе-знатоком, прочитайте изложенные ниже основные факты из жизни подшипников.
Факт первый. Каждое из восьми колес роликов вращается благодяря паре подшипников. Легкость, с которой катятся коньки и развиваемая скорость во многом зависят от качества подшипников, спрятанных в колесах.
Факт второй. "Третьи", "пятые" или "седьмые" — это классы точности изготовления подшипников, обиходное название международных машиностроительных стандартов ABEC-3, ABEC-5 и ABEC-7. определяющих точность полировки деталей подшипника. Чем больше номер, тем меньше трение в подшипнике, и тем легче он прокручивается, что положительно сказывается на легкости движения роликов. Самые массовые виды подшипников — "пятые" и "седьмые".
Факт третий. Все ролики уважаемых производителей оснащены хорошими подшипниками известных марок (TwinCam, SKF, BSB, Black Hole, Powerslide, Nautilus:).
Факт четвертый. Ни одни дешевые ролики неизвестных фирм не комплектуются хорошими подшипниками. Что бы ни гласили надписи на роликах, что бы ни говорили продавцы - не верьте.
Факт пятый. Начиная с сезона-2005 производители роликов устанавливают на некоторые модели подшипники нового стандарта ILQ. Подшипники ILQ отличаются от стандартных меньшим количеством шариков - 6 вместо 7. Лучше это или хуже - посмотрим :))
Факт шестой. Не все покупатели знают, что подшипники - не бессменный атрибут покупаемых роликов, а расходный материал. Как и колеса, их можно со временем заменить на любые приглянувшиеся. К тому же подшипники изнашиваются со временем и менять их все равно придется.
Факт седьмой. В модельных рядах ведущих фирм в 2004 году практически все ролики начального уровня комплектуются подшипниками ABEC-5, в 2005 году тенденция сохранилась.
Выбор начинающего: не выбирать ролики по подшипникам:)
Мелкие приятности
Особый акцент продавцы делают на фирменных мелочах каждого производителя и отдельных моделей. Это может быть удобная система быстрой шнуровки (quick lace), позволяющая быстро и равномерно затянуть шнурки на ботинке, "клипсы с памятью", облегчающие застегивание или клипсы "с подкачкой", позволяющие с помощью специального механизма быстро и точно подогнать манжету по ноге. Дополнительные системы гашения вибрации на неровностях (antishock). "Активный" тормоз (ABT), заставляющий загораться глаза наиболее предусмотрительных новичков. Войлочный язычок ботинка, плотно и мягко фиксирующий ногу. Таинственный "рокеринг" (rockering system) - возможность с помощью специальных вставок в раму (эксцентриков) поднять переднее и заднее колеса для повышения маневрености за счет устойчивости...


Хостинг от uCoz